Июн 202012
 

Индийский  мудрец Свами Праджнянпад (1891-1974) при жизни был малоизвестен не только на Западе, но и в Индии. Призна­ние духовных искателей пришло к нему уже после смерти.  Учение его отличается новым, оригинальным, а порой и вызываю­щим подходом к духовности и духовной традиции Индии. Вот некоторые из его изречений, собранных преданными учениками (тексты взяты из книги «Азбука мудрости», составитель — Даниил Руманов).

ВИДЕТЬ

1. Необходимость видеть

Тот, кто не наблюдает за собой, беспрестанно говорит о других. Нужно постоянно помнить об одном: вы всегда подмечаете и презираете в дру­гих именно те недостатки и ошибки, которые скрыты и подавлены в вас самих.

Пытайтесь постоянно наблюдать за собой. Вы сможете легко избавиться от недостатков и разно­образных ошибок, если, обнаружив их, вы просто посмотрите им в лицо, не подавляя их. Только внимательно осмотрев комнату, вы сможете уб­рать её.

Чтобы измениться, вы должны сначала видеть то, что следует изменить. До тех пор пока вы не знаете, что надо изменить, вы ничего не можете сделать.

Освобождение придёт только тогда, когда вы увидите всё таким, как есть, а не через воображе­ние или мысленное усилие.

Что-то кажется вам ужасным? Просто посмот­рите ему прямо в лицо. Посмотрите, и всё станет ясным. Эмоцию создаёте вы сами, так как не види­те вещи такими, как они есть. Майя, или ил­люзия, исчезает, как только вы её видите.

Что значит видеть? Принимать всё таким, как оно есть, то есть быть с ним на одном уровне. Тогда вы чувствуете, сочувствуете и ощущаете себя в един­стве с ним, и затем возникает любовь. Различие или разделение исчезает. Вы становитесь единым.

Как только вы видите верёвку, змея тотчас исче­зает (Имеется в виду известное сравнение иллюзорного мира, или майи, с верёвкой, которую по невежеству можно принять за змею).

Включите свет… Где тьма? Такая древняя, глубо­кая! Где она? Мгновенно исчезла. Достаточно од­ной искры.

Относительное видение: «Свамиджи ест творог ложкой».

Видение через личные проекции: «Дедушка ест отвратительный творог красивой серебряной ма­миной ложечкой».

Абсолютное видение: «Свамиджи ест Свамиджи при помощи Свамиджи».

2. Как видеть?

Великая заслуга индийской мудрости в том, что на первое место она ставит «видеть» не ве­рить, не воображать, не раздумывать, а непосред­ственно видеть то, что есть.

Вы спрашиваете, может ли анализ, нейтраль­ный анализ, без личного вмешательства быть час­тью видения?

Не просто частью… он и есть видение.

«Видеть» — значит использовать все ресурсы интеллекта: рассматривать факты, рассуждать, взвешивать, различать, распознавать, устанавли­вать правила и т.д.

Видеть, видеть, видеть — и различать между ре­альным фактом и эмоциональной реакцией.

3. Видеть то, что есть

Каждый раз, когда вы видите то, чего не замеча­ли раньше, ваше знание растёт. В свою очередь, это знание даёт возможность видеть ещё больше.

Умение видеть вещи такими, как они есть, при­меняется на всех уровнях восприятия: от самого грубого до самого тонкого.

Видеть то, что есть здесь и сейчас, и есть созер­цание.

Есть разница между видеть и думать, что вы видите. Человек редко видит, а чаще думает, что видит.

Существует только один критерий, чтобы уз­нать, действительно вы увидели или только думае­те, что увидели: сопровождается ли это эмоцией? Присутствие эмоции говорит о том, что заработа­ло мышление. Когда вы видите — эмоции нет.

Посмотрите внимательно: перед вами реаль­ность или вам это только кажется? Легко ли у вас на душе, чувствуете вы себя непринуждённо или нет?

Чаще всего люди говорят о том, чего они не ви­дят, и довольствуются повторением услышанных или прочитанных формулировок, не проверен­ных на собственном опыте. Например, выражение «Этот мир полон страданий» — для них только сло­ва, и они не видят того, о чём говорят.

Один, упрекая другого, говорит: «Ты сделал так-то и так-то!» Произнося это, он не видит, о чём го­ворит.

Другой говорит: «Он поступил так-то, и я расст­роен его поступком». Действие внешнее, а недо­вольство — внутреннее. Может ли закипеть вода в кастрюле, поставленной не на огонь, а рядом?..

Вы не видите того, о чём говорите. Посмотрите на свои слова. Это так легко — видеть! Но вы видите факт и тотчас скрываете его от взора, говоря: «Это не должно быть так» или: «Я вижу, но…» Это «но» указывает на присутствие мышления.

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

  2 комментария в “Видеть то, что есть”

  1.  

    А про эгоизм что Свами Праджнянпад говорил?

  2.  

    Инна, вот что он говорил об эго: http://yogatimejournal.ru/2012/07/samaya-bolshaya-illyuziya/

 Оставить комментарий

(требуется)

(требуется)