Июл 132012
 
  • «Я передам стремящимся садхакам сущность йоги; 
    Кто услышит это учение и реализует его – освободится от всей кармы». (Йога-Таттва-Упанишада»)

Термины «сутры» и «тантры» встречаются нам довольно часто, например, в названиях основных текстов йоги («Йога-сутры»). Однако не все знают, чем они друг от друга отличаются и что означают.

 

Сутры – это сложные философские или практические тексты, рассчитанные на подготовленного читателя. Предназначались для обучения сложным техникам. Отличаются кратким и аллегорическим изложением (чтобы удобнее было заучивать наизусть). Без опытного наставника и «ключей» разобраться в них почти невозможно -предполагалось, что учитель будет давать устные комментарии. Отсутствует описание конкретных техник, рассказывается только о видах практик и их результатах, воздействии на человека.  Наиболее известные сутры: «Брахма-стуры», «Шива-сутры», «Йога-сутры».

Тантры (появляются примерно в начале н.э.) – тексты, описывающие различные психофизические техники и практики. Много о работе с мантрами. Нередко связаны с культами поклонения женским божествам. Часто представлены в виде диалога между Шивой и Парвати. Например, в «Вигьяна-бхайрава-тантре» («Тантра мудрости Шивы»), Шива описывает более 100 методов достижения самадхи при помощи разных способов концентрации.

«Дэви (Парвати) спросила:

О Шива!
Что есть твоя реальность?
Что есть эта полная чудес вселенная?
Что есть семя?
Что есть центр колеса вселенной?
Что есть та бесформенная жизнь, которая пронизывает все формы?
Как можем мы войти в нее полностью, вне пространства и времени, вне имен и названий?
Пусть сомнения мои прояснятся!

Шива ответил так:

1. Лучезарная, этот опыт станет ясным между двумя дыханиями, После дыхания входящего и перед выходящим – благотворность.

2. В то время, как дыхание поворачивает снизу вверх, (между выдохом и вдохом) и наоборот, когда дыхание поворачивает сверху вниз (между вдохом н началом выдоха) – через оба эти поворотных момента – реализуй.

3. Или, когда бы ты ни делала вдох и выдох – в этот момент касайся без усилия полного энергии центра.

4. Или, когда выдохнуто все и дыхание останавливается само собой, или полный вдох и остановка – при такой вселенской паузе частное «Я» исчезает. Это трудно (только) для тех, кто не ищет. 

Часто передача тантр была семейной. Составители специально усложняли язык, чтобы непосвященные не могли разобраться в тексте без гуру. Некоторые трактаты до сих пор невозможно расшифровать». («Вигьяна-Бхайрава тантра»)

К тантрам относятся и трактаты по хатха-йоге. В основном этот тексты традиции натхов – бродячих йогинов-аскетов (школа появилась в средние века, главные тексты – в 14-16 в.в.). Особенность натхов в том, что их основной практикой была именно хатха-йога. Орден существует до сих пор, однако стал одной из школ индуизма, и хатха-йога там более не практикуется. Основные тексты – «Хатха-йога прадипика» и «Гхеранда-самхита».

«1.7. Точно также, как кувшин колодезного колеса ходит вверх и вниз, движимый силой быка (вращающего колодезное колесо), так и душа, движимая силой судьбы (Кармы), проходит через рождения и смерти.

1.8. Постоянно разрушается тело, как распадается в воде необожжённый кувшин. Обожги тело в огне Йоги и так соверши его очищение.

1.9. Вот средство для этого (очищения), состоящее из семи частей: очищение, настойчивость, твёрдость, стойкость, лёгкость, познание, незапятнанность – садхана (тренировка), состоящая из семи частей». («Гхеранда-самхита»)

Существуют еще тантрические Упанишады (древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера), в которых рассказывается в основном о техниках медитации и работе с кундалини. К ним относятся, например, «Йога Таттва Упанишада».

Если йога занимает большое место в вашей жизни, обязательно читайте священные тексты — тогда вы построите крепкую связь с традицией, а ваша практика станет более глубокой и осознанной.

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 Оставить комментарий

(требуется)

(требуется)