Ноя 022012
 

Меня часто спрашивают, чем аштанга-йога отличается от аштанга-виньяса йоги? Давайте разберемся, откуда взялась аштанга, и почему возникло дополнение в виде «виньясы».

Аштанга-йога – это система развития человека, описанная в «Йога-сутрах» Патанджали (если вы еще не читали этот классический текст, сейчас — самое время!). Она состоит из 8 ступеней, о которых вы наверняка знаете: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхъяна, самадхи.

Для Санкт-Петербурга — рекомендуем посетить центр традиционной аштанга йоги.

Центр называется Йога Шала и находится у Казанского собора.

В центре работают только сертифицированные преподаватели проходящие обучение в центре традиции Масоре, Индия. Также, одно из отличий, очень удобное расписание — утренние, вечерние и дневные занятия.

Подробнее про аштанга йога центр Йога шала >>

Аштанга-виньяса йога – это направление йоги, которое пришло к нам от великого учителя 20 века – Кришнамачарьи, через его ученика, Паттабхи Джойса. Вообще говоря, слово «виньяса» добавили западные ученики, чтобы отличать стиль Гуруджи от других (напомню: виньяса – это принцип соединения дыхания и движения). А изначально это была просто «аштанга-йога», и название говорило о том, что система включает в себя все 8 ступеней йога Патанджали. Каким же образом?

  • Первая и вторая ступени — яма и нияма (принципы правильной жизни).
 Яма  Нияма

Ахимса (ненасилие). В контексте аштанга-виньясы — ненасилие над собой, бережное отношение к телу. (Не путать с усилием!).

Тапас (усердие). В нашем случае – страстное желание практиковать. Без тапаса практика невозможна. Тапас без ахимсы может разрушить тело. Должен быть баланс между стремлением развиваться и ненасилием над собой.

Сатья (правдивость) – честность по отношению к себе, умение беспристрастно оценивать свою практику.

Сантоша (удовлетворенность) – это способность увидеть, что происходит с твоей практикой, в каком она состоянии; и потом осознать, что эта самая лучшая точка для того, чтобы двигаться дальше. Проблемы создают прекрасные условия для развития.

Астея (неворовство). Отсутствие зависти и ревности к чужой практике. Не стоит пытаться «ментально» украсть, присвоить практику у того, у кого она получается лучше. Просто используйте это как стимул для собственного роста.

Шауча (чистота) – чистая мотивация, направленная на развитие. Мы практикуем, чтобы более совершенными, а не корысти ради.

Апариграха (непринятие даров) – понимание, что  йога — долгий путь, и никто не может подарить нам тайных ключей, благодаря которым практика пойдет «со страшной скоростью». Одним словом – «халявы» не будет. Когда не ждешь подарков и чудес и надеешься только на себя, это и есть правильная работа.

Свадхьяя (изучение священных текстов) – самопознание. Если не будем наблюдать свои ощущения, мотивации, то и сатью соблюдать не сможем. Постоянное отслеживание своих ощущений и мыслей.

Брахмачарья (воздержание). Первое время регулярная практика аштанги потребует очень много сил. На первом этапе нужно быть очень «бережливыми», и постараться сократить «растраты» там, где можно – не общаться с ненужными людьми, меньше «бродить» по соц. сетям и так далее. Перераспределить энергию — ради практики.

Ишварапранидхана (посвящать все действия Богу) – не ожидать награды за усилия. Воспринимать практику не как тренировку ради результата или приятных ощущений, а как бескорыстное постоянное служение – в рамках своей традиции, или просто чему-то высшему. Не расстраиваться, если что-то не получается. Заниматься йогой только потому, что не можешь ею не заниматься. 

 

  • Третья ступень – асана – присутствует в полной мере.
  • Четвертая ступень  – пранаяма. В аштанга-виньясе это дыхание уджая.
  • Пятая ступень – пратьяхара (отвлечение чувств от внешних объектов). С самого начала занятия мы пытаемся собрать внимание внутри себя.
  • Шестая ступень – дхарана (концентрация) достигается с помощью дришти (фиксации взгляда на определенных точках тела).
  • Седьмая ступень – дхъяна (медитация) происходит, если мы правильно практикуем. Медитация в аштанга-виньясе — это тристана, то есть единение движения, дыхания и сознания.
  • Восьмая ступень – самадхи – это то, что может «случиться» с нами, как следствие всей предыдущей практики. Наши правильные усилия создают некий потенциал – мы перестаем быть «биомассой» и приобретаем внутреннюю структуру и цель. 

Таким образом, занимаясь аштанга-виньяса-йогой, мы можем соблюдать и применять все принципы йоги Патанджали. Хотя, конечно, даже на одну-единственную ступеньку из описанных подняться очень и очень непросто. Есть к чему стремиться!

По материалам лекции Михаила Константинова, основателя и ведущего преподавателя московского ашатнга-йога-центра. 

 

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

  Один комментарий в “Аштанга vs аштанга”

  1.  

    Спасибо, за полезную информацию

 Оставить комментарий

(требуется)

(требуется)