Мар 082013
 

Иногда заниматься хочется больше, иногда меньше; порой болят все мышцы, а бывает, что тело легкое, как воздух. Однако невзирая на переменчивость эмоциональных и физических состояний, практика должна оставаться регулярной. Без дисциплины нет трансформации.

Фото Яны Стриж

Фото Яны Стриж

Наше тело и эмоции подвержены влиянию огромного количества всевозможных факторов и условий. Несмотря на то, что в целом мы считаем себя чем-то неизменным и устойчивым, в действительности мы меняемся каждый момент. Наше сознание представляет собой поток впечатлений, которые хаотично сменяют друг друга под воздействием закона причины и следствия – кармы. Этот поток кажется нам непрерывным, но он таковым не является – просто мы не замечаем, как приходят и уходят впечатления. По крайней мере, так видит наше существование буддизм.

Поскольку мы считаем этот поток непрерывным, мы принимаем его за правду. Каждое состояние и мысль кажутся нам истинно существующими и абсолютными. Это приводит к тому, что мы реагируем на все приходящие впечатления, эмоции и состояния – позитивно или негативно, в зависимости от того, нравятся они нам или нет. Наши действия и реакции вызывают соответствующие последствия, и так мы сами ежесекундно формируем свою карму. Пока мы этим занимаемся, освобождения не видать.

Фокус в том, чтобы не принимать эти преходящие моменты за правду, что бы они в себе ни несли. Если помнить о непостоянстве всех явлений, можно достичь состояния, когда между нами и нашими мыслями и эмоциями появится «прослойка» или расстояние. Это позволит нам не реагировать слепо на все, что приходит, а выбирать оптимальную модель поведения и правильные реакции.

Например, все мы переживали моменты, когда коврик для йоги хочется свернуть в трубочку и выкинуть в окно. Иногда практика кажется ну просто немыслимой – и не по объективным причинам (болезнь или путешествие), а из-за состояния нашего ума. Бывает также, что в начале практика представляется захватывающей благодаря новизне, а через некоторое время первоначальный интерес угасает, и мы, будучи не в силах продолжать, начинаем искать что-то новое (и вся история повторяется с начала). Если мы сможем «отойти» от эмоций и просто делать то, что считаем своей практикой, то положим большой красивый камушек в стену между нами и вечно меняющимися состояниями ума. Со временем эта стена будет все выше, и управлять умом станет проще. Не будучи рабами «слепых чувств», мы сможем поступать наилучшим образом и проживать жизнь, полную смысла, а не бесконечных хаотичных событий.

Дисциплина – неотъемлемое требование к любой практике. Трансформация тела и ума не случается просто так – ее нужно заработать. Если мы регулярно пропускаем практику и позволяем себе лениться, наши привычки и шаблоны ума никуда не исчезают, и мы делаем шаг вперед и два назад. Вот почему ашатанга-виньясу практикуют 6 дней в неделю, а буддийские медитации – каждый день. 

К тому же неизвестно, как долго у нас будет возможность практиковать. Хотя нам и кажется, что завтрашний день будет похож на сегодняшний, а наш самолет благополучно приземлится в аэропорту назначения, — на самом деле может произойти все, что угодно. Так что разумно использовать каждый миг нашей жизни осознанно.

Получается, что свобода лежит там, что поначалу кажется несвободой — в дисциплине и постоянстве усилий. Однако усилия эти — радостные, и не имеют ничего общего с фанатизмом. Ведь благодаря им мы учимся пребывать в том, что есть, наслаждаться каждым моментом и делиться с другими теплом своего сердца.

 

Поделиться
  • 10
  • 9
  •  
  •  
  •  

 Оставить комментарий

(требуется)

(требуется)