Апр 262013
 

Йога имеет дело не только с физическим, но и так называемым «тонким» телом. И у него, оказывается, тоже есть своя «анатомия»  — определенная структура и законы, по которым она работает.  Для того чтобы достичь конечной цели йоги — освобождения — эту структуру необходимо задействовать и активизировать. 

mandala77

Хатха-йога всегда позиционировала себя как практический вид йоги, уделяя минимум внимания философским вопросам. Для достижения духовной реализации в ней используются методы работы с телом (шаткармы, асаны, мудры, бандхи) и дыханием (пранаяма), которые призваны оказывать определенное воздействие на сознание и трансформировать его нужным йогину образом. При этом важно понимать, что согласно представлениям ХЙ практика воздействует не только на физическое тело человека (стхула-шарира), но и на тонкое (сукшма-шарира). 

Упоминания о «тонкой анатомии» встречаются во множестве древних текстов – по большей части в тантрических источниках, а также — в йогических упанишадах и руководствах по ХЙ. Примеры – Брихадараньяка упанишада,  Дхьянабинду упанишада, Шат Чакра Нирупана, Хатха-йога Прадипика.

Вот базовые понятия «тонкой анатомии» йоги. 

Нади. Слово «нади» означает любой полый сосуд (например, в аюрведических трактатах так называются кровеносные сосуды). В ХЙ под нади понимается проводящая система тонкого тела, своего рода каналы, по которым движется прана, универсальная энергия, питающая тело. Разные источники указывают на разное количество нади в теле человека – от нескольких сот до сотен миллионов. Наиболее часто встречающееся число – 72000. Все нади берут начало в клубке канда, который находится в нижней части живота. Из 72000 для практики йоги значимы 10 (их названия можно найти, например, в текстах «Горакша Шатака» и «Шива Свародайя»), самые же важные – 3: ида, пингала и сушумна. Сушумна проходит в тонком теле вдоль позвоночного столба, а ида и пингала оплетают его слева и справа. Ида и пингала заканчиваются в аджна-чакре, сушумна же идет выше, в сахасрару. Ида считается каналом лунной энергии, она заведует интровертивной стороной личности (размышление, медитация, сон); пингала, наоборот, — это экстраверсия, активность, мирская деятельность и прочее. По сушумне поднимается кундалини (шакти), благодаря чему йогин обретает сиддхи (сверхспособности), а впоследствии – освобождение. 

Чакры. Самый известный текст, в котором описываются чакры  – «Шат чакра нирупана» (16 век). «Чакра» в переводе – «колесо», «круг». Это места наибольшей концентрации пранических токов (нади) тонкого тела, своего рода энергетические круговороты. Чакры располагаются на месте важных эндокринных желез или сплетений нервов физического тела (щитовидная железа, тимус, поджелудочная железа и т.д.), однако привязывать чакры к этим железам – неправильно; они имеют опосредованное отношение друг к другу. Обычно чакры изображают в виде цветков лотоса с разным количеством лепестков. В текстах указывается разное количество чакр в теле человека: большинство сходятся в том, что чакр очень много, но для практики йоги имеют значение 7 (муладхара, свадхистана, манипура, анахата, вишуддха, аджна, сахасрара).

  • Муладхара. Находится в тазовом дне. Элемент – земля. Отвечает за физическую стабильность человека, инстинкт самосохранения.
  • Свадхистана. Чуть выше половых органов. Элемент – вода. Отвечает за половую активность и удовольствия, инстинкт продолжения рода.
  • Манипура. На уровне пупка. Элемент – огонь. Отвечает за волю, социальную активность человека.
  • Анахата. Центральная точка груди. Элемент – воздух. Отвечает за эмоции, чувства, любовь.
  • Вишуддха. Горло. Элемент – эфир, пространство. Отвечает за общение, речь, творчество.
  • Аджна. Межбровье. Элемент – махататтва (первоэлемент). Отвечает за интуитивное знание.
  • Сахасрара. Над макушкой головы. Строго говоря, это уже не чакра, а центр, в котором происходит преображение человека в момент духовного пробуждения.

Наиболее часто предлагаемый в йоге способ активации чакр – многократное повторение биджа-мантр (семенных мантр) и визуализация чакр как лотосов с определенными начертанными на них буквами санскрита, божествами и т.д. У каждой чакры своя семенная мантра (муладхара – ЛАМ, свастхистхана – ВАМ, манипура — РАМ и т.д.) Считается, что активировав какую-либо чакру, йогин получает связанные с ней сверхспособности (сиддхи), однако в текстах говорится о том, что сиддхи – лишь побочный эффект, помеха, они не должны отвлекать йогина от цели -конечного освобождения. 

Справедливости ради надо отметить, что чакры «существуют» далеко не во всех школах йоги (например, их нет в крийя-йоге): по всей видимости, в тех школах, которые их не признают, освобождение достигается без участия чакр.

Грантхи. Это 3 энергетических блока в сушумне; другое объяснение – психические привязки, препятствия к духовной реализации. Их необходимо разрушить, чтобы кундалини свободно могла подняться по сушумне, и человек достиг освобождения.

  • Рудра-грантхи. Находится на уровне муладхары. Отвечает за привязанность человека к мирскому.
  • Вишну-грантхи. На уровне анахаты. Отвечает за привязанность человека к своим эмоциям, чувствам, отношениям с другими людьми.
  • Брахма-грантхи. На уровне аджны. Отвечает за привязанность к сиддхам, высшим психическим силам. 

Кундалини.  ХЙ принимает концепцию тантры о том, что конечное освобождение – это объединение Шивы и Шакти, материи и энергии, пассивного и активного начал мира. Для достижения освобождения необходимо активировать в себе эту самую энергию, активное начало мира, которая в теле человека представлена в виде кундалини (дословно переводится как «свернутый в форме змеи»). Эта змея у обычного человека неактивна и спит в муладхаре, обернувшись в три с половиной оборота вокруг основания позвоночника.  Ее можно пробудить с помощью техник хатха-йоги, и тогда она поднимется вверх по сушумне, в результате достигнув сахасрары (где покоится Шива, пассивное начало мира), и приведет йогина к духовной реализации. По мере подъема кундалини по сушумне она пронизывает все чакры, активируя их, даруя йогину соответствующие им сиддхи. Однако к подъему кундалини нужно готовиться методами ХЙ самым тщательным образом: он вызывает настолько сильное напряжение всех сил организма, что неподготовленный человек может не выдержать этого и погибнуть. Подробно такой случай описан у Гопи Кришны в книге «Кундалини». 

Для чего нужно работать с тонкой анатомией?  Нади нужно очищать для беспрепятственного прохождения по ним праны (с помощью асан и пранаямы), чакры — активировать (с помощью чтения биджа-мантр и визуализаций), грантхи – разрушать для беспрепятственного подъема кундалини (очевидно, практикой ямы и ниямы), а кундалини – поднимать по сушумне (практики держатся в тайне от непосвящённых). Все это имеет своей целью сначала психофизиологическое, а затем – духовное преображение человека.

По материалам лекций Ильи Журавлева.

 

 

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 Оставить комментарий

(требуется)

(требуется)