Окт 092013
 

Каждое живое существо, которое в силах хоть немного себя осознавать, жаждет свободы. Однако нередко в своем стремлении «избавиться от оков» мы запутываемся еще больше. Что же такое подлинная свобода? Об этом рассказывает буддийский лама Семнадцатый Кармапа Тринле Тхае Дордже, глава школы Карма Кагью тибетского буддизма. 

Karmapa


Большинство из нас полагает, что свобода – это возможность говорить и делать то, что нам хочется. Мы считаем, что она зависит от внешних обстоятельств. Будучи не в состоянии делать то, что хотим, мы думаем, что это происходит в основном из-за ограничений, которые накладывает на нас общество. И, естественно, мы воспринимаем «других» как врагов нашей свободы. Таким образом, мы создаем дуалистическую точку зрения, и в результате свобода становится способом бросить вызов нашим врагам и соперникам… и победить их.   

Однако через некоторое время мы, возможно, начнем сомневаться и спрашивать себя: «Что, это и есть настоящая свобода?». Сама природа этого ориентированного на внешние обстоятельства подхода такова, что сомнения будут возникать вновь и вновь. Почему? Потому что это бесконечный процесс; потому что с истинным источником свободы мы еще не соприкоснулись. Так как же нам обрести настоящую свободу?

Мне очень интересна буддийская точка зрения, потому что она работает с сутью проблемы. Она ориентирована не только на внешний мир, но и на внутренний, на старания познать себя.

Прямо сейчас мы можем думать, что свободны делать то, что хотим, но на самом деле это не так. Мы полностью зависим от множества вещей. В первую очередь – от пищи, потому что, испытывая недостаток в еде, мы можем заболеть или начать совершать поступки, о которых позже пожалеем. Так что уже на самом базовом уровне мы зависимы. Но и не только; даже в нашем современном, хорошо развитом обществе, где о многих основополагающих человеческих нуждах заботятся, мы по-прежнему зависимы. Большинство из нас зависят от своих эмоций. Например, чувствуя страх, мы автоматически обращаемся к гневу за поддержкой, потому что злость кажется единственным способом защититься себя, – и мы снова зависимы.

И если мы сядем и хорошенько подумаем об этом, то поймем, что не обладаем никаким контролем над огромным количеством вещей, и в этот момент осознаем, насколько мы беспомощны.

Так как же нам достичь истинной свободы? С позиции буддизма свобода заключается в том, чтобы контролировать то, что мы делаем, а не обстоятельства. Подлинная свобода – это контроль над собой, в первую очередь – над телом и речью, и, что превыше всего – над умом.

С этой точки зрения, свобода приходит, если мы знаем свой ум, знаем истинный корень своих проблем, настоящую причину препятствий. Это, в конечном счете, включает работу с идеей «себя», потому что именно оттуда произрастают все виды сложностей.

Я уверен, что и «духовные», и «недуховные» люди, стремящиеся изо всех сил работать и жертвовать чем-то ради блага других, обладают высоким потенциалом для достижения свободы. Они могут вкладывать физические усилия, умственную энергию и время в то, чего хотят добиться. Благодаря внутренней силе, такие люди, оказываясь в правильных обстоятельствах и встречаясь с подходящими методами и подлинным путем, становятся намного ближе к истинной свободе.

Настоящая свобода – это полная свобода внутри себя, полный контроль над телом, речью и умом. Тогда, невзирая на внешние обстоятельства, вы счастливы. Вы можете действовать с полной уверенностью.

На уровне тела это означает, например, осознанное питание, заботу о здоровье и другие вещи, благодаря которым вы становитесь менее подверженными болезням и можете избежать проблем на физическом уровне. Но это только первый шаг.

Далее, речь очень важна. Нам необходимо общаться, так что речь должна обладать определенными качествами: важно овладеть коммуникативными навыками, знать, как ясно передать свое сообщение.

И, в конце концов, и это всего важнее, истинная свобода лежит в ваших мыслях, вашем уме. Каждое действие, хорошее или плохое, в конечном итоге определяется вашим намерением и восприятием. Так что ментальный фактор необычайно значителен.  

Очевидно, что для достижения свободы необходимо дисциплинировать тело, речь и ум. Делая это, вы на самом деле станете намного свободнее, чем думаете. Дисциплина – это, на самом деле, не способ ограничить себя; как раз наоборот, вы следуете дисциплине ради того чтобы стать свободными.

Контролируя свое эго, вы получаете всю свободу мира. Во-первых, вы осознаете природу «себя», и обнаружите, что нет никакого «я», которому можно повредить или которого можно стыдиться.

Истинная свобода приходит из победы над собой – подлинным источником препятствий, наших личных и глобальных проблем. Мне очень интересно рассматривать «я».  Это освобождающая работа над внутренними опытами, с которыми мы можем столько всего сделать, в отличие от фокуса только на внешних обстоятельствах, большинство из которых – вне нашего контроля.

Все проблемы коренятся в самих себе. Пусть вы обретете свободу, к которой стремитесь. 

Поделиться
  • 2
  • 7
  •  
  •  
  •  

  Один комментарий в “В поисках свободы”

  1.  

    Sapsibo ochen interesno…

 Оставить комментарий

(требуется)

(требуется)