Июн 132014
 

В мае в Петербурге прошел семинар с одними из первых учеников Паттабхи Джойса, всемирно известными учителями аштанга-йоги  – Марком и Джоан Дарби. Марк и Джоан — живое подтверждение магии аштанги: несмотря на преклонные лета, они в отличной форме, расслабленны, внимательны и, судя по всему, счастливы. Впечатлениями от прошедшего курса делится Александра Белуза, московская журналистка и практик аштанга-йоги.  

дарби

В свои 65 лет Марк и Джоан Дарби продолжают заниматься йогой в ежедневном режиме, выполняя продвинутую серию. После часов практических занятий Марк выглядел гораздо бодрее всех нас, а ведь каждую асану с вариациями отстройки он демонстрировал по нескольку раз, а потом ещё корректировал нас по ходу дела. У меня два впечатления от погружения в йогу с Дарби. Первое — короткое: я тоже хочу быть в такой форме в 65 лет)) О втором — ниже. 

Первая школа традиционной Аштанга йоги в СПб. В центре Петербурга, у м. Невский проспект >>

По Дарби, осознанность в йоге начинается с корректной отстройки асан. Марк говорит, что для отстройки собственной практики использовал определенные элементы йоги Айенгара, а потом «просто следил за движением энергии в теле – чтобы не было блоков». Это ощущение — течения энергии в теле — возникает не сразу, уточняет Дарби, но со временем понимание того, как это происходит в каждой асане, приходит. 

То, что Дарби называет ощущением течения энергии в теле, Петри Ряйсянен именует внутренними отстройками, а Дэвид Гэрригес – работой с асанами на тонком уровне. Очевидно, эти внутренние отстройки и есть сердцевина йоги, однако они невозможны без более-менее правильно выполненных «внешних» отстроек.

Свое понимание того, как должна идти внутренняя отстройка, Дарби выразил в двух фразах. Первая: «Самое главное в аштанга-йоге – это дыхание». Вторая: «В каждой асане я рекомендую выбирать такое положение, в котором появляется пространство, и тогда энергия начинает течь». Цель, как ее обозначает Дарби, — сделать практику более мягкой. Для этого необходимы свободное ровное дыхание и включенные бандхи. Только и всего)) 

Вообще йога – это дыхание, говорит Дарби. Вы дышите и, сохраняя дыхание глубоким и ровным, просто меняете положение тела в пространстве. Там, где вы делаете дыхание жёстким или прерывистым, возникает напряжение, вы блокируете энергию, и, соответственно, возникает риск получить травму, отмечает Марк. Если во время выполнения позы человек меняет ритм дыхания, не может сделать полный вдох или полный выдох — это сигналы того, что поза выполняется неправильно.

Об этом говорил Шри К. Паттабхи Джойс: если дыхание неправильное, то и поза неправильная. «Хотите хорошую позу, берите правильное дыхание. После берите дришти», — сказал Шри К. Паттабхи Джойс в интервью, взятом у него в 1991 году (подробнее здесь). Дарби, кстати, говорит, что ни разу не слышал, чтобы Гуруджи использовал слово «уджайи». Он также отмечает, что для рождения звука какого-то особого напряжения горла не требуется – звук должен рождаться снизу, в области уддияна-бандхи, и как результат ее работы.

Аштанга йогой Дарби занимается с 1979 года, то есть уже 35 лет. К нынешнему пониманию собственной практики пришел традиционным путем — через травмы. «У боли две причины – компрессия и растяжение», — говорит Марк. Особое внимание он акцентирует на необходимости учиться расслаблять мышцы, напряжение которых излишне. Он приводит пример: при сгибании ноги в лотосе сама нога должна оставаться расслабленной, иначе напряжение, которое возникнет в голени и бедре, пойдет в колено, и соединительная ткань в нем начнет разрушаться. 

«Когда садишься в Падмасану или в Маричьясану C – ногу лучше не поднимать, а скользить ею по полу. Так передние бедра напрягаются меньше», — рекомендует Дарби. Или Пасчиматтанасана, где, как известно, нужно лучше сгибаться в тазобедренных суставах, работать от таза вместо того, чтобы перерастягивать мышцы спины. «Я противник растяжки, поскольку это причина многих травм. Я за удлинение, вытяжение тела — когда работа идет из центра тела», — говорит Дарби. 

Основная работа, по его словам, кипит в центре тела, ниже пупка, за счет включенных бандх и вдоха-выдоха: сильные «замки» и ровное дыхание смягчают практику, снимают излишнее напряжение с мышц и позволяют энергии беспрепятственно течь внутри тела. «Практика должна быть мягкой», — не уставал повторять Марк.

Это очень схоже с тем, что говорят про аштанга-йогу другие ее мастера. Кино МакГрегор в своей книге пишет, что «сила — это на самом деле мягкость» (а вовсе не напряжение, как мы могли подумать). Дэвид Вильямс, один из первых учеников Шри К. Паттабхи Джойса, отмечает следующее: «Сейчас, после более чем тридцати лет, больше чем когда-либо я понимаю, что реальная сила йоги в том, что невидимо. Я говорю людям: что невидимо – то как раз и важно. А люди, уделяющие слишком большое значение имени и форме, упускают реальную важность – мулабандху и дыхание, невидимую внутреннюю практику» (подробнее здесь).

Таким образом, йога — это не то, что мы видим на соседнем коврике, йога — это то, что происходит внутри нас. И нет никакого смысла рассеивать дришти на коврик соседа))

Любопытно также, что многие ученики Шри К. Паттабхи Джойса придают большое значение улыбке. Хорошо известна фримановская улыбка одним нёбом. Марк Дарби советует примерно то же самое — стараться улыбаться задней поверхностью горла. По его словам, легкая улыбка способствует смягчению практики, кроме того, помогает голове принять правильное положение: «Когда вы слишком серьезны — шея немного выдается вперед, но стоит чуть улыбнуться задней поверхностью горла, — и голова расслабляется». «Если вы посмотрите на фото Кришнамачарьи, то он почти всегда в полуулыбке», — добавляет Дарби. В общем, аштанга йога — это явно не то, чем, по его мнению, нужно заниматься с выражением звериной серьезности на лице.

Коротко про бандхи. Образ, который Дарби использовал для описания бандх – харакири: «Представьте, что вы решили сделать себе харакири, но в последний момент передумали и стремительно втянули живот, чтобы уклониться от меча. Именно с таким ощущением нужно выполнять наклоны. Если из наклона тоже подниматься  с «харакири», подъем происходит гораздо мягче, не возникает компрессии в пояснице». Не знаю, насколько хорош образ ритуального самоубийства для аштанги, но что-то самурайское в практике, несомненно, присутствует)) «Аштанга очень схожа с боевыми искусствами, — заметил Марк в конце семинара. — Мне вообще кажется, особой разницы между йогой и боевыми искусствами в ощущении энергии нет».

Автор — Александра Белуза

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

  2 комментария в “Сделай харакири, улыбнись и дыши”

  1.  

    Спасибо Большое за статью. Мой стаж в практике не так велик, и рекомендации очень полезны.Всё изложено с большой теплотой и любовью….Ещё раз Большое Спасибо.

  2.  

    Спасибо Александре!

 Оставить комментарий

(требуется)

(требуется)