Авг 152014
 

Многие сталкивались с тем, что йогу на Западе преподают прежде всего как систему физических упражнений, упуская внутренние аспекты практики. Порой это доходит до абсурда, так наша привычка к соревновательности и перфекционизму заставляет без конца оттачивать внешнюю форму асан, забывая о цели йоги, о том, зачем мы вообще этим занимаемся. Недавно мне встретилась хорошая статья на эту тему, чем и рада поделиться. 

выравнивание

Без сомнения, асаны йоги следует осваивать и выполнять так, чтобы не причинять вреда своему телу. И, конечно, поза должна быть похожа на «оригинал» (если Вирабхадрасана 2 больше напоминает Веселого пьяницу 1, практикующий явно сбился с пути).

Асаны (физические упражнения, которые большинство западных людей называют йогой) — не цель йоги. Это не более чем инструмент. Согласно «Йога-Сутрам» Патанджали, единственный критерий правильно выполняемой позы — это ощущение удобства, стабильности и расслабленности.

В наше время многие преподаватели фокусируются только на асанах и физическом теле. Конечно, этому аспекту практики нужно уделять внимание. Так как я давно обучаю йоге, то понимаю необходимость изучения анатомии и физиологии. В конце концов, асаны — это физическая работа. Знание человеческого тела, его возможностей и ограничений, позволяет учителям давать точные рекомендации студентам, создавать сбалансированные последовательности и менять асану в зависимости от состояния конкретного человека. Ну и вооружает инструкторов терминологией, благодаря которой они выглядят умными и образованными ))

Однако сосредотачиваясь только на теле, мы упускаем  из виду глубокое воздействие йоги на сознание. Если поза сделана верно, дыхание сопряжено с движением, а внимание сконцентрировано и зафиксировано в определенных точках, тогда асана становится формой медитации.

Йога подобна драгоценности, она многогранна. Эти грани отражают свет практики, простирающийся далеко за пределы асан. Дыхание, медитация и другие техники направляют человека к глубинной трансформации. Одержимость же совершенной отстройкой удерживает наше внимание только на позах и теле, и при этом никак не способствует безопасному и красивому выполнению асаны.

Я лично видела преподавателей, которые на протяжении 15 минут объясняли важность идеального выравнивания в Тадасане: средний палец ноги следовало направлять точно вперед от лодыжки. Разве это поможет кому-то избежать травм, или сделает занятие более интересным? Это просто пустая трата 15 минут урока.

Помимо всего вышесказанного, есть еще несколько причин, почему я считаю, что отстройка асан не должна превалировать над другими аспектами йоги.  

На чьей анатомии базируется эта отстройка?

Все мы устроены по-разному. В мире не найти двух одинаковых тел: у всех свои слабые и сильные стороны, свои особенности. Тогда почему некоторые инструкторы пытаются применять ко всем одинаковые методы? Это ограничивает одних студентов и смущает других. Игнорировать различия в строении тел безответственно, и это приводит к травмам.

Почти каждую асану можно видоизменить в соответствие с потребностями и возможностями конкретного человека. Цепляние за единственный «правильный» вариант оставляет «за бортом» тех, кто еще не развил достаточную гибкость или силу, и чья костная структура от природы не очень подвижна.

Это превращает людей в перфекционистов

Излишняя сосредоточенность на отстройке ведет к провалу. Если в классе установлены стандарты совершенства, студенты обречены на неудачу. У многих это вызывает стресс и чувство неуверенности. Ни то, ни другое не способствует практике йоги.

В некоторых школах утверждают, что асана должна быть идеальной, в противном случае ее вообще не стоит делать. Возможно, это имеет смысл, если вы — участник Олимпийских игр, но тогда это гимнастика, а не йога.

Йога — это не представление, практику не оценивают и не осуждают. Лучший способ научиться йоге — заниматься ею, даже если вы будете выполнять все позы в упрощенном варианте.

«Идеальное выполнение асан» не должно трактоваться как «идеальная отстройка асан». Совершенная асана случается, когда практикующий делает все, на что способен, и поддерживает устойчивость и расслабленность, предписанные Патанджали. Это достигается соединением дыхания с движением, и поддержанием медитативного состояния (то есть спокойного, устойчивого состояния ума).

Это делает учеников зависимыми от преподавателя

Однажды я была на занятии, где о каждой асане преподаватель говорил мне, что я выполняю ее неправильно. Однако он не объяснил, что именно было не так и как это исправить. Когда я спросила его об этом, он меня проигнорировал. Больше я на его уроки не ходила.

Если ваш инструктор ведет себя похожим образом, оставьте его. Он просто развивает ваше ощущение неуверенности и незащищенности, пытаясь привязать вас к себе. Это аморально.

Хороший учитель хочет, чтобы ученики превзошли себя, и не стремится сделать их зависимыми. Единственная причина пойти на занятие — это работа над собственной практикой. Ваш йога-тичер — не просветленный Гуру. Так что сосредоточьтесь на развитии своей практики, над своим внутренним ростом. Не цепляйтесь за преподавателей, они — наставники, а не цель.

Это ограничивает ваше развитие

В моей линии преемственности не стремятся выравнивать позы сверх того, что требуется для безопасной практики. При этом я могу выполнять сложные асаны, и уже научила этому многих студентов. В чем секрет? Просто делайте все настолько хорошо, насколько можете. Иногда для этого вам потребуются пропсы, иногда — больше времени. Изучить асаны можно единственным способом — делая их.

Если потребуется разобраться с одной позой, прежде чем переходить к другой, ждите, пока тело наберет достаточно гибкости и силы. Кстати, как долго вы собираетесь трудиться над тадасаной?))

Лучший способ научиться сложным (и любым) позам, — пробовать снова и снова. Учитель нужен для того, чтобы объяснить вам принципы выполнения асан и развить достаточно силы и гибкости. И, кстати, то, что он может выполнить асаны сам, не значит, что он в состоянии научить этому вас.

Это заставляет людей слишком много думать, вместо того чтобы чувствовать асаны

Самая мощная часть практики асан не в том, чтобы выполнить их «внешнюю» сторону, а в тонком течении энергий в теле. Когда преподаватель без конца болтает, описывает слишком много деталей, выравнивает и отстраивает, это «вытаскивает» студента из тела и ума. Вместо того чтобы ощущать, они думают, и обычно они думают «Правильно ли я делаю?» (и смотрят в зеркало или на других студентов).

Асана тоже может стать формой медитации, а медитация в йоге — это, прежде всего, концентрация. Излишние объяснения, инструкции и исправления только отвлекают учеников от сосредоточения на своей практике.

Асана — это не вся йога

Чрезмерная увлеченность физическими аспектами йоги очень ограничивает. Йога — это огромное поле для изучения, и у нее много форм. Хатха-йога, помимо асан, также включает пранаяму, медитацию, и многое другое.

Школы, которые полагаются в основном на отстройку, почти не занимаются пранаямой и медитацией (это не критика, просто наблюдение). В основном так происходит потому, что эти аспекты сложно объяснить исключительно на уровне физиологии. Конечно, анатомия дыхательной системы весьма увлекательна, а у медитации есть заметные проявления на уровне тела. Однако трансформирующая сила медитации и пранаямы неизмеримы и превосходят материальные эффекты.

Йога — это нечто большее, чем просто фитнес. Если мы фокусируемся только на теле, мы теряем истинную ценность йоги как целого. Лучше воспринимать тело как транспортное средство, а не как финальную цель. Поклонение телу лишь разочаровывает, ведь мы все равно — неизбежно — старимся, болеем и умираем. Вместо того чтобы выравнивать кости и мышцы, давайте приводить ум и сознание в соответствие с истинными ценностями.

Давайте заниматься йогой, а не только асанами. 

Оригинал статьи

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 Оставить комментарий

(требуется)

(требуется)