Окт 212014
 

Счастливы ли вы, дорогие йоги и йогини?

_MG_2276

У большинства людей есть воображаемая картина человека, занимающегося йогой. Мы ждем, что он/она будет спокойным, собранным, дисциплинированным, дружелюбным, сочувственным, стройным, сильным; ест мало, вегетарианец или веган, шкур убитых животных не носит; не злится, не раздражается, не грубит и всегда готов придти на помощь. Список вырастает примерно втрое, когда дело касается преподавателей — эти-то должны быть почти святыми, иначе какое их право обучать йоге?

Проблемы начинаются, когда кому-то встречаются «йоги», не обладающие вышеперечисленными качествами, или, о ужас, проявляющие вовне нечто противоположное — гнев, ревность, зависть, невоздержанность etc. Где же ваша этическая и моральная дисциплина, где преданность практике, как вы можете есть это, с укором вопрошают люди. Судя по всему, эта ваша йога не работает — то есть не делает счастливыми не вас, ни окружающих… а зачем тогда эти танцы в 6 утра? И с печальным вздохом они сворачивают коврики и сдают их обратно в магазин.

Наверняка вы попадали в такие ситуации, находясь с той или другой стороны, и спрашивали себя: «Действительно ли то, чем я занимаюсь, может сделать меня счастливым?».  Ведь, как ни крути, любые человеческие желания в итоге сводятся к поиску необусловленного счастья, которое никогда не заканчивается. Чтобы накрыло и не отпускало. Чтобы все хорошие вещи длились бесконечно. Чтобы прекрасное не надоедало. И чтобы ничего за это не было. Это глубинное стремление мы облекаем в слова и формы, привычные нашему уму, и в итоге гоняемся за следствиями, а не за причиной. Но это отдельная история.

Для себя (в данный момент времени, ибо все меняется, и новый опыт приносит новые открытия) я пока что решила так. Для начала, нужно разобраться в терминологии. Что именно мы понимаем под йогой? Если это асаны и дыхательные техники, тогда ответ — нет. Третья и четвертая ступени йоги — это способ накопления энергии, не более того. Если вы занимаетесь регулярно, то энергии у вас будет много. Вопрос в том, что вы с ней станете делать. Представьте, что необразованному, агрессивному и разочарованному человеку из трущоб начали давать волшебные таблетки, благодаря которым у него открываются сверхспособности супермена. Полагаю, развитие событий вполне предсказуемо: масштабы разрушения будут огромными.

Ну, так мы с вами ничем не отличаемся от такого человека, пока не начнем работать со своим умом (сознанием). Именно поэтому яма и нияма — этическая дисциплина — стоят на первом и втором месте, а умение заряжать свой аккумулятор, то есть асаны и пранаяма, на третьем и четвертом.

Наверняка вы видели немало «йогинов», одержимых своим телом, эгоистичных, самовлюбленных, высокомерных, и — несчастных. Это — не результат практики йоги. Как раз наоборот,  это — следствие отсутствия практики.

Йогу можно определить как набор психо-физических методов, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями человека с целью раскрытия полного потенциала нашего ума, то есть достижения Просветления. В зависимости от культурного и религиозного контекста эти методы могут быть представлены по-разному: например, в индуизме акцент делается в большей степени на индивидуальную работу человека, в буддизме личное развитие невозможно без взаимодействия с другими существами и заботы о них. 

Так или иначе, йогу следует воспринимать во всей полноте, как целостную систему развития ума (сознания), как набор методов, пользоваться которыми нужно осознанно, не пытаясь перескочить со ступеньки на ступеньку. 

Полагаю, совершенно очевидно, что без учителя «практиковать йогу» невозможно — слишком легко запутаться и вырастить огромное эго, вместо того чтобы избавиться от него. Учитель должен разбираться не только в нюансах отстройки асан, но и в том, как работает ум, обладать сочувствием и знаниями, иначе, чем он сможет помочь? Прежде, чем принять кого-то как своего гуру, проверьте его. Задавайте вопросы, наблюдайте, общайтесь с другими студентами. Нет ничего печальнее, чем разочарование в учителе, и это может надолго остановить вашу работу над собой. Так что будьте бдительны.

Если вы не собираетесь идти этим путем, скажите себе честно, что не занимаетесь йогой, и не вводите в заблуждение окружающих. Это, кстати, подводит нас вопросу об к ответственности практикующих за то, как они представляют йогу в мире. Каждый из нас, «йогов» — визитная карточка всей системы (школы). Люди не будут «делать скидку» на то, что мы занимаемся всего год, или два, или три. За пятнадцать минут можно подорвать чье-то доверие к йоге — или, наоборот, вдохновить на практику. Если мы утверждаем, что занимаемся йогой, люди будут, самое меньшее, ожидать от нас «человеческого» поведения, умения контролировать свое эго и заботиться о других. Поверьте, это они ценят намного больше, чем умение стоять на руках, засовывать ногу за голову или левитировать.

Неоднократно, от разных учителей йоги и буддизма я слышала, что основная наша задача — стать и быть хорошим человеком. Говорят, что это очень трудно, и очень много; что это дело, на которое стоит потратить свое драгоценное человеческое рождение.  Говорят, именно это делает нас счастливыми. И с этим я совершенно согласна. 

 

 

 

 

 

 

Поделиться
  • 35
  •  
  •  
  •  
  •  

  3 комментария в “Does yoga make you happy?”

  1.  

    спасибо))

  2.  

    Благодарю!))

  3.  

    Welcome ))

 Оставить комментарий

(требуется)

(требуется)