Окт 062015
 

Эмоциональная статья Дэвида Гарригеса о смысле практики йоги и о том, как неблагоприятные, вроде бы, обстоятельства помогают нам на Пути. 

наклейка

Я практикую и изучаю йогу двадцать с лишним лет. За это время было много и радостей, и сложностей, и самых разных обстоятельств. Я истово практиковал за пределами Чатоква Парка, в Боулдере, Колорадо в морозную погоду, в предрассветной темноте, одетый по-зимнему, в шапке и варежках. В Майсоре у меня было свое местечко в заднем правом углу в первой шале Шри К. Паттабхи Джойса, местечко, где я появлялся каждый день в течение года, чтобы изучать третью серию. Совсем недавно я получил волшебный опыт практики в храмах Южной Индии (так мы снимали DVD Первой серии в моем исполнении). Сегодня же хочу рассказать вам о невероятном месте силы в трущобах, где я сейчас ежедневно практикую.

P1020625Я живу в Филадельфии, в разваливающемся, запущенном таунхаусе из красно-коричневого песчаника, где ютится беднота. У меня три соседа и два кота; две основные гостиные полностью завалены музыкальными и звукозаписывающими инструментами. Моя жизненная ситуация явно испытывает недостаток пространства. На самом деле, ни в одной из комнат нет постоянного места, чтобы расстилать коврик для практики. Однако если я правильно планирую время, появляется одно местечко внутри дома, прямо перед входной дверью. Пол, покрытый тонким ковром, далек от чистоты, но между дверьми как раз достаточно места для йога-мата. Там есть две осыпающихся стены по обеим сторонам и дыра в полу спереди. Мне приходится практиковать ранними утренними часами прямо перед рассветом, согласно брахма мухурте — между 3 и 6 часами утра — а это самое благоприятное время дня для практики! В это время все еще спят, и никто не бродит по дому, нарушая мое путешествие по коврику.

наклейкаКогда я выполняю асаны сидя в этом уникальном месте, взгляд опускается вдоль винтажного записывающего устройства, висящего на стене. У основания этой большой деревянной коробки — старая наклейка на бампер, надпись на которой гласит: «Когда-то все, чего мы хотели, было учиться, любить и расти». Мое внимание больше всего отвлекается на эту маленькую наклейку, и разум начинает размышлять и пережевывать сие краткое парадоксальное высказывание в стиле дзен. Мне кажется, это — мечта, зашифрованное послание из внутренних глубин моему эго, которому нравится отвечать негативом на любые виды опыта.

Джек Керуак в легендарном романе «Бродяги Дхармы» писал так:

«В те дни я был убежденным буддистом и ревностно относился к тому, что считал религиозным служением. С тех пор я стал лицемернее в своей болтовне, циничнее, вообще устал. Ибо стар стал и равнодушен… Но тогда я искренне верил в благотворительность, доброту, смирение, усердие, спокойное равновесие, мудрость и экстаз, и считал себя древним бхикку в современной одежде, странствующим по свету».

Это печальное и трагическое утверждение, которое касается каждого из нас. Мы устаем, становимся старыми и равнодушными и смертельно циничными. В нашей жизни так много всего, что нас расстраивает, побуждая перестать стараться, создавать, расти или меняться, заставляя говорить твердое НЕТ вселенской Доброте, Мудрости, экстазу, символической жизни внутри нас, где зарождается Духовность, ведущая к осознанности.

Как и Керуак, я вспоминаю юное и невинное время моей жизни. Время, когда состояния радости было естественным, когда было много юношеского восторга, открытости и беспрекословного оптимизма духовных исканий. Это было еще до того, как измученный и временами ворчливый голос появился в пространстве моего разума. Этот бурчливый голос в силах убить мою решимость откликаться на происходящее с заботой и любовью. Эта внутренняя усталость может провоцировать меня жаловаться и плакаться о людях или вещах и давать волю злости, апатии, суждениям, зависти, неуверенности в себе, и пессимизму, и скрытности.

Этот отказ от души и устремлений может привести к вечному негативу, самоубийству, употреблению наркотиков, ожирению, потребительству или парализующему цинизму. Многие из нас прячут свою внутреннюю усталость, боятся искать глубину и смысл внутри себя, им не хватает страсти к «прорыву» за все эти преграды. Сколько тех, кто работает над происходящим с полным сердцем, создает и становится частью чего-то более великого, чем мы все могли бы поделиться и получить пользу?

«Очень много людей с открытыми глазами, чьи сердца закрыты.
И что они видят?
Прах».

Это строка из поэмы Руми, которая гласит: чтобы открыть свое сердце, необходимо увидеть то, что лежит за пределами материи, за пределами разумного, за пределами видимого. Нужно суметь перевести свой практический опыт во что-то лично значимое для меня. Внешний опыт должен стать для меня символическим, дать знаки и сообщения, которые укажут внутреннее, духовное направление. Я занимаюсь йогой, чтобы продолжать верить в те качества, которые Керуак, по его словам, утратил: сочувствие, доброту, смирение, усердие, спокойное равновесие, мудрость и экстаз.

Ежедневная практика дает мне ключи и новые возможности для полного проявления жизни, любви и роста. Практика необходима, потому что часто, сталкиваясь с трудностями (даже если я не вполне осознаю это), я вижу лишь прах, мое сердце закрывается и я не в силах достучаться до него. Именно поэтому мне нужна садхана (духовная практика) — чтобы открыть «другие» глаза и действительно увидеть сердце и Душу вещей за пределами внешних форм. В той же поэме Руми говорит:

«Если вы не один из светом наполненных влюбленных
(т. е. если вы видите только содержание),
Сдерживайте силу желаний тела.
Ограничьте количество пищи и время отдыха
(т. е. занимайтесь йогой)».

Сейчас у меня не самое приятное пространство для практики: холодное, неопрятное, тесное и доступное лишь в ограниченное время суток. Но я люблю это место; я дорожу тем, что я один, 4 утра, вокруг тишина и я могу практиковать. Мои усилия, пот, концентрация и отдача — качества, ограждающие от негативности, цинизма, сомнений, апатичности. Не имеет значения, где я стелю коврик — это может быть где угодно. Почти все показатели сводятся к нулю, когда я начинаю выполнять Сурья Намаскар А. И неважно что пол грязный или стены осыпаются, или что меня будут отвлекать внутренние гремлины, которым не нравится сосредоточение и дыхание.

Практика йоги побуждает говорить ДА моей настоящей жизни, жизни внутри, ее внутреннему смыслу и тому, как этот смысл проявляется во вне, — даже когда привычки продолжают говорить НЕТ. Йога дает силу отвечать с большей открытостью и любовью, когда я чувствую, как закрывается мое сердце.

Если мы практиковали йогу долгое время, достаточное для того, чтобы измениться изнутри, в нас развивается сила, энергия, заставляющая прикладывать усилия ради исцеления и трансформации себя, взаимоотношений с другими и своего мира — независимо от того, в каких обстоятельствах мы себя обнаруживаем.

«Йогин приобретает следующие качества: аппетит, благожелательность ко всему, красоту, смелость, энтузиазм и силу».
Шива Самхита

Оригинал текста >>

Перевод: Юля Смирнова.

Редактура: Анна Гурьева.

 

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 Оставить комментарий

(требуется)

(требуется)